О спектакле после просмотра.
“Элиза”. Музыкальная комедия по мотивам пьесы Б.Шоу “Пигмалион”, композитор Владислав Успенский.
Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр "Буфф" имени И.Р. Штокбанта. Санкт-Петербург. Заневский пр., 26
В очередной раз я увидел на сцене Чудо, Чудо Народного артиста РФ Исаака Штокбанта... Поразительное ви'дение особого стиля Театра. Действительно, музыкально-драматический Театр! Незабываемая постановка.
Как же описать Феерверк или горящий во всю силу Рассвет? Как подобрать слова в таких случаях?
Давайте возьмём экспрессию молодых людей в самом рассвете сил… Добавим в неё яркую, ритмическую, индивидуальную и очень зажигательную музыку… Вольём в получаемую театральную смесь очень выразительную массовую (!) хореографию… “Поперчим” яркими костюмами у каждого актёра… Прожектора на сцену! Есть! Первая сцена спектакля перед Вами!
Сразу отметил особый “доверительный стиль” постановки, от Сцены к Зрителю. Яркий диалог со зрителями и с портретом Бернарда Шоу, очень яркая интермедия с декорациями… Совершенно уникальный метод “создания психологической ауры спектакля”. Декорации начали движение, звучит яркая музыкальная тема “перехода между сценами”… Первая сцена сразу показала особенности постановки.
Сцена. Вот город с точно показанными вывесками и элементами города, с Мостом (конечно) и с Дождём:). Вот сверху спускаются декорации, добавляется мебель и мы видим настоящую библиотеку, очень “глубокую и объёмную” комнату Генри Хиггинса. Очень точно выделены зоны сцен. Одна скамейка на сцене – и всё равно ярко и убедительно! Вот снова смена декораций, слева и справа очень красивые графические изображения, красивая мебель – комната Миссис Хиггинс. А вот вся сцена “горит освещением” – настоящий бал на сцене. Снова декорации, столик справа, барная стойка и изображения бутылок сверху сцены – пристанище Элизы после ухода от Хиггинса. И во многих декорациях буквально “живут Буквы и Звуки” – на очень многих декорациях. Снова Билиотека , двое героев, слева и справа сцены, очень красивый вокал и выход Элизы с туфлями слева из-за стеллажей с книгами… И снова сцена с прекрасными молодыми актёрами и великолепной хореографией, в окружении “живых софитов”.
А ведь действительно, очень красивую сценографию буквально раскрашивало особое построение мезансцен, схем движений персонажей. Сцена всегда была в действии, главные персонажи на переднем плане, всегда очень выделенные и понятные, видел каждое движение.
Герои на переднем плане – сзади танцевальная группа. Очень комическая группа, которая добавляла в каждую сцену невероятную экспрессию. Экспрессия Танца была интегрирована в смысл драматических сцен, хореография буквально “жила” в каждой сцене.
Смена декораций – обязательно под очень ритмическую музыку, от этого даже смена сцен блистала особыми красками.
Каждая сцена – это невероятное “жонглирование” буквами и словами. Понятное зрителю “жонглирование”, глубоко индивидуальное для каждого персонажа.
Я бы сказал, что каждая сцена поставлена на противопоставлении и/или добавлении одного персонажа к другому. Противопоставление “правильного” учителя и “не очень правильной” ученицы, “правильно” произношения и “не очень правильного”, неисправимого сына и понимающей матери, выступающего актёра и “подтанцовки сзади”, настоящих друзей (один из которых глубже понимает Элизу, чем другой) и мн. другое.
Каждый персонаж раскрыт полностью – действием, взаимодействием, своей вокальной партией и совместными партиями, глубоким внутренним миром персонажа и детальностью роли…
Нет, я не шучу.
Удивила Миссис Хиггинс, актриса Юлия Овсянникова. Глубокая индивидуальность Женщины, но одновременно очень глубокий внутренний монолог, “энергетическая подача” зрителю чувст матери и женщины очень сильное. Чётко расставленные паузы и смысловые ударения. Даже простое присутствие на сцене раскрывало персонажа. Очень тонко исполненный вокал.
Пикеринг, актёр Андрей Подберезский. Персонаж заблистал сразу, в первой сцене в городе. Стоит – точно взаимодействует ”с дождём”, глаза точно “ходят” к интересующему предмету, внутренний монолог несомненен, чувствую и вижу все чувства персонажа. Рука к носу, трёт нос, задумался, глаза точно “отрисовывают момент”. Очень точные движения. А вот он в комнате Хиггинса, просто стоит справа, а я вижу его глаза, его детальную реакцию на всех персонажей. А как он уил Элизу прозношению одной Буквы “Г”! Вот он в кресле…идёт процесс обучения Элизы одной фразе…рука Пикеринга поднимается, нога следует за ней, рот почти “открыт” в глазах удивление-недоверие-надежда…замер – фраза произнесена, вскакивает уже с другой энергетикой. Невероятно. Увидел и почувствовал каждое настроение, каждый порыв… Симпатию к Элизе почувствовал необыкновенно ярко.
Генри Хиггинс, актёр Илья Кузнецов. Равнодушие, радость, занятость, раздумие, симпатия – всё свободно видел и “читал” у персонажа.
Знаменитая пара из “Примадонн” блистала на сцене! Обо всех персонажах и мелочах просто не рассказать:).
Драма? Несомненно. В окружении танцев и музыки… Бар, Элиза, бармен и сценка с “чаем”. Смешно, ярко… А я вижу переживания Элизы, вижу ка кона изменилась, буквально “живу” всей сценой.
Каждого персонажа раскрывают ещё больше вокальные партии. Вот партия у книжных полок, за столиком, Миссис Пирс (актриса Екатерина Соболева) – глубоко, женственно, убедительно. Актриса внесла особые краски в картины с главными героями. А вот очень красивая вокальная партия Фредди (актёр Артём Яковлев) – я с улыбкой счастья вспомнил вокальную партию “О маме” в спектакле “Ландыш серебристый”.
По моему, уникальное сочетания драмы, комедии, музыки и вокала. Необъяснимая для меня гениалость режиссёра-постановщика. Глубоко индивидуальная музыка.
Итак, бедная цветочница Элиза и история её любви. Злой розыгрыш или судьба? Необыкновенно “одухотворённые” ситуации жизни героев в ауре граматики и “живых букв”. Всё это ждёт Вас на спектакле.
Рекомендации? Обязательно всем. Один из самых лучших спектаклей в моей театральной практике. Не удивительно, что идёт на сцене столько лет.
С искренним уважением к Театру, Александр